Статьи

  • Откровения националиста С. Карпов
    "Белорусский националист — объект договоренности. Когда его обсуждают два «ненационалиста», то их консенсус — в том, что националист — это все, что в состоянии породить их коллективная фантазия. Определять националиста тезисно не нужно. Он — наш бабай..."

  • Национальная идентификация
    "Культурный контекст, корни, имя и кровь - это, наверно, и есть основные критерии национальной идентификации."

  • Patria Propria "Где черта между нами?" Б. Гройс
    "Все идут к истокам, ищут культурную идентичность. Все пытаются определиться и найти свое место через обращение к очень простым формулам своей культурной идентичности. Определение происходит в глобальном пространстве конкуренции..."

  • Белорусоцентристский взгляд на историю А. Тарас
    "Например, наши местные "янычары", добровольные слуги Москвы, говорят "освободили Вильню", я говорю - "захватили". Факт один и тот же — объяснение диаметрально противоположное..."

  • Русский Мир: "Никакой белорусской традиции нет"
    Замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова про Беларусь

  • Могла ли БНР удержаться? А. Чайчыц
    "Не удержались демократические Грузия, Армения и Азербайджан, провозгласившие независимость от России, несмотря даже ни на какое выгодное географическое положение, ни на какой горный ландшафт. Они были слишком далеко от Европы, да в Чёрном и Каспийском морях не было британского флота..."

  • Эссе на заданную тему
    "— Как вы себе представляете "идеальный" школьный учебник по истории Беларуси?
    Грустная такая постановка вопроса. Слово "идеальный" как бы намекает, что таким он будет только в мечтах. Ну, помечтаем..."

  • Беларусь. Культурный контекст обращение к медиа-реурсам
    О создании трендового культурного контекста, войти в который без минимальных знаний истории своего народа будет некомфортно

  • Беларусь или Белоруссия. Краткий обзор мнений, правовых актов и языковых норм.

  • СРЭБНАЯ СТРАЛА Ў ЧЫРВОНЫМ ПОЛІ Старажытныя беларускiя шляхоцкiя роды. У. Крукоўскi
    "Шляхта. Ваяўнічае і авантурнае, гордае і непаслухмянае, бунтарскае, загадкавае племя. Як здарылася, што слова "шляхта" і ягоныя вытворныя — шляхціч, шляхоцкі, шляхотны — з часам набылі іранічнае, нават зьдзеклівае гучаньне?"

  • Наши фамилии Ян Станкевич
    Статья написана в 1922 году и напечатана в №4 журнала "Беларускi Сьцяг" в августе-сентябре 1922 года.

  • Хорошая горькая книга В. Мартинович
    "У "Мове" я паспрабаваў сабраць у незвычайным сюжэце маё разуменне багажу праблем, звязаных з нашай ідэнтычнасцю, з культурай, мовай і гісторыяй. З тутэйшасцю, з правінцыйнасцю, з гатоўнасцю адмовіцца ад свайго... "

  • Катажына Бонда — каралева польскага дэтэктыву
    "У мяне 100%-е беларускае паходжаньне. Я гэта ведаю, і гэта не падлягае ніякім сумневам і дыскусіям. Я ні з кім на гэты конт не зьбіраюся спрачацца. Але ў мінулым, я не буду гэтага хаваць, я лічыла інакш. "

  • Tawarystwa amatarau kazak
    "Большой миф национальной идеи (необходимый для существования нации) состоит из маленьких сказок. Сказка в нашем контексте — это сведения, почерпнутые из исторических хроник и академических трудов, ставших классикой. Но не нашедших отражения в школьном учебнике."

  • Тутэйшая краёвасьць — истоки белорусского национализма

  • Ave Holywar
    "Рыцарям холивара с глубоким уважением посвящается. Благодаря вам, знакомство с историей своего края превратилось из скучного чтения толстых книжек в захватывающий процесс. "Болеем за наших". Реально круче, чем хоккей. Реально познавательней, чем школьный учебник. ... "

  • "Незалежнасць — гэта..." Уладзімір Арлоў
    "Незалежнасьць — гэта калі ад нараджэньня да скону пачуваесься сваім чалавекам на сваёй зямлі. Незалежнасьць — гэта калі з тэлеперадач і газэт раптам зьнікаюць лісты нястомна-таямнічых вэтэранаў і вусьцішныя паведамленьні пра нацыяналістаў... "

  • К этимологии терминов "православный" и "православие"
    "Это направление христианства в греко-язычном христианском мире получило название "ортодоксия", что в переводе на русский язык означает "истинная вера". Естественно, возникает вопрос: каким образом "истинная вера" трансформировалась в "православие"? "

  • ДНК, гаплогруппы и золотые цыбулины
    "Мы с огромным уважением относимся к любым профессиональным исследователям — генетикам, социологам и всем остальным. Однако попытки обосновать генетическими маркерами наличие цыбулин на униатских храмах вызывают некоторое недоумение. "

  • Зварот да Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь от профессоров
    "— любымі сіламі і сродкамі спыніць далейшае руйнаванне нацыянальнай ідэнтычнасці беларусаў, бо гэта немінуча прывядзе іх да этнічнага вымірання ў бацькоўскім доме.. "


  • Беларуский талер с Погоней
    "#################################### . "

  • Нация — элита vs крестьяство
  • Иностранный компонент в белорусской культуре

  • Генеалогия Руси, Александр Гальченко
    От глобализма к национальной самоидентификации. Таков тренд. Работа А. Гальченко на большом объеме фактического материала аргументирует иную от полит-РПЦ-корректного взгляда точку зрения.

  • Some link

Как вы себе представляете «идеальный» школьный учебник по истории Беларуси?
Эссе на заданную тему. Европейский колледж Liberal Arts

Грустная такая постановка вопроса. Слово «идеальный» как бы намекает, что таким он будет только в мечтах. Ну, помечтаем.

Для начала — а зачем он нужен? Предположив, что история народа лежит в основе национальной идеи, ответ достаточно очевиден.

«Национальная идея в философии — систематизированное обобщение национального самосознания.
Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации.»
В. А. Алексеева. Национальная идея.

Поиграем в ассоциации.

Бессмысленное какое-то существование. Не народ вроде, а сборище потерпевших. И вся топонимика Беларуси, календарь дат и событий, национальная и государственная символика – ничто не проникает в историю глубже 1924 года. В таком контексте даже древние названия теряют свой смысл.

И ведь есть учебники, и не одно поколение учеников учило предмет «История Беларуси», а ассоциации не меняются и национальная идея не складывается. Наверно потому, что заученные даты мертвы и высыпаются из памяти как труха.

Живая история (History) складывается из маленьких историй (Story). Каждая маленькая история привязывает History к реальному месту и к реальной (или легендарной) личности. И такие личности-образы и есть те гвозди, на которых натянута канва истории в сознании обыкновенного человека.

Слишком много в учебниках серьезной History и нет совсем тех Stories которые сделают историю живой. И нет личностей-образов, нет гвоздей — и вместо красочного холста имеем кучку ниток, сдуваемых ветром первых каникул.

Кто помнит даты наполеоновских войн? А картину закрепленную образами Кутузова, Багратиона, Давыдова, Балконского припомнит каждый.

Да и вообще — у россиян есть чему поучиться в плане подачи истории («Аустерлиц — а что это? Вот Бородино — было, а это не помню»). История красиво структурирована по царям/императорам. Иван Грозный сделал… Екатерина сделала… Петр I сделал… Яркие портреты, гвозди канвы истории.

Структурировав свою историю по князьям/канцлерам/гетманам мы как минимум получим те самые личности-образы, которые останутся в памяти. Великий канцлер литовский, великий гетман литовский, статут великого княжества литовского, шляхта, крылатые гусары – чтобы отбить романтику самих этих названий и сделать их скучными надо очень постараться. Одна только поэтичность терминов и эпохи способны сделать History увлекательной и наполнить ее массой Stories. И в каждом классе должна висеть карта Magni Ducatus Lithuaniae Николая Криштофа Радзивилла. Или быть развернутым вкладышем в учебник. (Почему я делаю акцент на периоде до III раздела Речи Посполитой? Потому, что наиболее значимые для самосознания народа события, как и лучшие памятники архитектуры — см. «Памятники искусства Советского Союза: Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония», ББК 85.113(2)1 Б43 — случились именно в этот период).

Ведь во многом, история — это миф, сложенный во имя национальной идеи. Задача школьного учебника истории — не подготовить History магистров, а заложить некие аксиомы национальной самоидентификации, дать повод для гордости (если этнос прошел сквозь века и не растворился, оставил свой след — уже это хороший повод) и осмысленность взгляда на свою землю («Герб Речицы Погоня потому, что под литовцами ходили», «Вострая Брама — это ж в Вильнюсе. И литвины какие-то. Написал Богданович абы-что» — это отвратительно).

Миф — это вовсе не сказка. Это поэтизированная память о событиях и людях. Шлиман отыскал Трою опираясь на миф Илиады.

Парадокс — мифологизация четырех лет ВОВ превышает мифологизацию предшествующего тысячелетия на несколько порядков. Яркие люди-образы, календарные праздники – и пусть никто не помнит имена всех генералов и точную хронологию, но общая картина незабываема, незыблема и однозначна. И воспоминания очевидцев о насилии партизан над тутэйшыми воспринимаются как вражеский бред (хотя как иначе прокормиться вооруженным людям, скрывающимся в лесу?). И это реально очень хороший пример, который стоит взять за образец — в советском учебнике материала о Зое Космодемьянской было столько же, сколько обо всей операции Багратион.

Подаче своей истории можно поучиться и у англичан. Двухчасовая передача на Discovery — и всего парочка дат и цифр. Остальное время — на создание яркого образа героя и места. Люди отдают себе отчет в том, что их цель — закрепить миф истории в голове обычного человека, а не подготовить материал для диссертации. Даже завоевание Англии датскими викингами подается как триумф англо-саксонского духа. И то, что «высокородные» слова типа «суд» — французские, а «подлые» типа «хлев» — английские (в силу исторических событий), это не повод для самоуничижения, а повод для восхищения многообразием и восприимчивостью своей культуры.

Пора подводить итого. Итого:

идеальный школьный учебник истории — это набор мифологизированных аксиом, прославляющих историю этой земли и людей, живших на ней. Он должен давать массу красивых Stories, складывающихся в стройную History, давать повод детям гордится прошлым своей страны, давать им возможность рассказать кому-то о ней. (Кто-нибудь пробовал рассказать своим знакомым хоть что-нибудь из нынешнего учебника?)

И поменьше политкорректности (кто не согласен — попробуйте найти что-нибудь лестное для белорусов в литовском или российском учебнике. Историю мифологизируют все — и Ольгерд уже почти повсеместно становится Алгердасом, а Витовт — Витаутасом. Только поляки еще защищают славянские корни литовских князей — ну, не хотят они верить, что короли европейской династии Ягеллонов были жмудинами, у которых во времена Ягайло ни своей грамоты, ни своих городов не было).

Однако в свете сегодняшних трендов, когда «подвиг Прокоповича» (да да да — так и наберите в Гугле) входит в экзаменационную программу, наверно, в идеальном учебнике истории Беларуси должны быть просто чистые белые страницы — они, по крайней мере, пробуждают любопытство и не калечат сознание.

Enjoy.
Кристобаль Хозевич

Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.