Статьи

  • Откровения националиста С. Карпов
    "Белорусский националист — объект договоренности. Когда его обсуждают два «ненационалиста», то их консенсус — в том, что националист — это все, что в состоянии породить их коллективная фантазия. Определять националиста тезисно не нужно. Он — наш бабай..."

  • Национальная идентификация
    "Культурный контекст, корни, имя и кровь - это, наверно, и есть основные критерии национальной идентификации."

  • Patria Propria "Где черта между нами?" Б. Гройс
    "Все идут к истокам, ищут культурную идентичность. Все пытаются определиться и найти свое место через обращение к очень простым формулам своей культурной идентичности. Определение происходит в глобальном пространстве конкуренции..."

  • Белорусоцентристский взгляд на историю А. Тарас
    "Например, наши местные "янычары", добровольные слуги Москвы, говорят "освободили Вильню", я говорю - "захватили". Факт один и тот же — объяснение диаметрально противоположное..."

  • Русский Мир: "Никакой белорусской традиции нет"
    Замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова про Беларусь

  • Могла ли БНР удержаться? А. Чайчыц
    "Не удержались демократические Грузия, Армения и Азербайджан, провозгласившие независимость от России, несмотря даже ни на какое выгодное географическое положение, ни на какой горный ландшафт. Они были слишком далеко от Европы, да в Чёрном и Каспийском морях не было британского флота..."

  • Эссе на заданную тему
    "— Как вы себе представляете "идеальный" школьный учебник по истории Беларуси?
    Грустная такая постановка вопроса. Слово "идеальный" как бы намекает, что таким он будет только в мечтах. Ну, помечтаем..."

  • Беларусь. Культурный контекст обращение к медиа-реурсам
    О создании трендового культурного контекста, войти в который без минимальных знаний истории своего народа будет некомфортно

  • Беларусь или Белоруссия. Краткий обзор мнений, правовых актов и языковых норм.

  • СРЭБНАЯ СТРАЛА Ў ЧЫРВОНЫМ ПОЛІ Старажытныя беларускiя шляхоцкiя роды. У. Крукоўскi
    "Шляхта. Ваяўнічае і авантурнае, гордае і непаслухмянае, бунтарскае, загадкавае племя. Як здарылася, што слова "шляхта" і ягоныя вытворныя — шляхціч, шляхоцкі, шляхотны — з часам набылі іранічнае, нават зьдзеклівае гучаньне?"

  • Наши фамилии Ян Станкевич
    Статья написана в 1922 году и напечатана в №4 журнала "Беларускi Сьцяг" в августе-сентябре 1922 года.

  • Хорошая горькая книга В. Мартинович
    "У "Мове" я паспрабаваў сабраць у незвычайным сюжэце маё разуменне багажу праблем, звязаных з нашай ідэнтычнасцю, з культурай, мовай і гісторыяй. З тутэйшасцю, з правінцыйнасцю, з гатоўнасцю адмовіцца ад свайго... "

  • Катажына Бонда — каралева польскага дэтэктыву
    "У мяне 100%-е беларускае паходжаньне. Я гэта ведаю, і гэта не падлягае ніякім сумневам і дыскусіям. Я ні з кім на гэты конт не зьбіраюся спрачацца. Але ў мінулым, я не буду гэтага хаваць, я лічыла інакш. "

  • Tawarystwa amatarau kazak
    "Большой миф национальной идеи (необходимый для существования нации) состоит из маленьких сказок. Сказка в нашем контексте — это сведения, почерпнутые из исторических хроник и академических трудов, ставших классикой. Но не нашедших отражения в школьном учебнике."

  • Тутэйшая краёвасьць — истоки белорусского национализма

  • Ave Holywar
    "Рыцарям холивара с глубоким уважением посвящается. Благодаря вам, знакомство с историей своего края превратилось из скучного чтения толстых книжек в захватывающий процесс. "Болеем за наших". Реально круче, чем хоккей. Реально познавательней, чем школьный учебник. ... "

  • "Незалежнасць — гэта..." Уладзімір Арлоў
    "Незалежнасьць — гэта калі ад нараджэньня да скону пачуваесься сваім чалавекам на сваёй зямлі. Незалежнасьць — гэта калі з тэлеперадач і газэт раптам зьнікаюць лісты нястомна-таямнічых вэтэранаў і вусьцішныя паведамленьні пра нацыяналістаў... "

  • К этимологии терминов "православный" и "православие"
    "Это направление христианства в греко-язычном христианском мире получило название "ортодоксия", что в переводе на русский язык означает "истинная вера". Естественно, возникает вопрос: каким образом "истинная вера" трансформировалась в "православие"? "

  • ДНК, гаплогруппы и золотые цыбулины
    "Мы с огромным уважением относимся к любым профессиональным исследователям — генетикам, социологам и всем остальным. Однако попытки обосновать генетическими маркерами наличие цыбулин на униатских храмах вызывают некоторое недоумение. "

  • Зварот да Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь от профессоров
    "— любымі сіламі і сродкамі спыніць далейшае руйнаванне нацыянальнай ідэнтычнасці беларусаў, бо гэта немінуча прывядзе іх да этнічнага вымірання ў бацькоўскім доме.. "


  • Беларуский талер с Погоней
    "#################################### . "

  • Нация — элита vs крестьяство
  • Иностранный компонент в белорусской культуре

  • Генеалогия Руси, Александр Гальченко
    От глобализма к национальной самоидентификации. Таков тренд. Работа А. Гальченко на большом объеме фактического материала аргументирует иную от полит-РПЦ-корректного взгляда точку зрения.

  • Some link

Tawarystwa amatarau kazak
"В формировании и существовании нации решающее значение имеет миф нации, или национальная идея" ©

Tawarystwa amatarau kazak

Tawarystwa amatarau kazak

"Суть национальной идеи составляет проблема смысла бытия данного народа-этноса... Среди них вопросы о "начале" исторической судьбы народа, о его генетических истоках, об историческом будущем, о целях его существования, об исторической и культурной миссии, о его месте в мире, об отношениях с соседями, об основаниях его уникальности, об особенностях национального характера и др."
В. А. Алексеева. "Национальная идея". Философская энциклопедия

Prehistory

Письмо to Georg Ots

"Что дальше?"

Уважаемый Georg Ots! Мне нравится ваш задор, ваше желание что-то изменить в этом мире. Мне лестно, что вы пригласили меня в вашу группу. Правда, немного грустно, что ваша инициатива напоминает призыв "Пойдем и растопчем эти проклятые грабли".

Ну, т.е. если самоцель — общение с интеллектуалами-единомышленниками, то все гут. "Сегодня на Конгрессе Андрэй Ягораў и Сергей Дацюк будут биться по поводу новой парадигмы гражданского общества в Малом зале главного корпуса Университета Витовта Великого в 17-00" И то, что гражданское общество пока не сложилось — просто досадная мелочь.

И вы, и уважаемый Владимир Мацкевич работаете с аудиторией в 400-500 человек. Их всех можно было видеть на площади 4-го числа. 500 человек. В хорошую погоду. В выходной день. В двухмиллионном городе. При переполненных кафе и очень людной набережной…

Этот поиск "собственного" пути похож на изобретение велосипеда. На самом деле эта задача уже решалась. И в 1918 и в 1991. Через обращение к национализму. Там, где национальная гордость присутствовала все получалось. И откуда-то выдвигались никем не выращенные лидеры (из инженеров, филологов и тп). Где нет — там нет. Я не про экстремизм. Про чувство причастности к нации, про общую культурно-историческую парадигму.

"Национальная идея в философии — систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации." В. А. Алексеева. Национальная идея.

Сегодня те, кто что-то предлагает "против" никому не интересны. Интересны те, кто что-то предлагает "за". Поэтому Короткевич сделала всех сидельцев-ветеранов как детей.

Я даже не про политику. Вы считаете, что если харизматичный, честный, умный лидер призовет — за ним пойдут тысячи. Вряд ли. Скорее, тысячи спросят себя: "А при чем тут я? Зачем это мне?" И ответ "Я приведу вас к лучшей жизни!" не прокатит — утомили уже всех жадные сказочники. Каждый сам за себя. Потому, что кроме своего холодильника у него ничего нет.

Хочу поделиться. Грустная история. В группу детсада пришла новая девочка. Первое, что она сказала (ну, принято ж знакомиться): "Я армянка. На нашу гору Арарат приплыл Ной". Вся группа стояла, как оплеванная. Все мучительно завидовали и думали "А я кто?". Никто не сказал "А я белорус". Даже в голову не пришло.

Политики, оппозиция, ТБМ, "Летучий университет" — все они живут в параллельном мире. Нормальному человеку с ними не интересно. Банально скучно. Что они могут ему дать? "Битву по поводу новой парадигмы"?

Почему-то никому не приходит в голову поучаствовать в том, что интересно самим людям. Все стараются завлечь на свою территорию. "Мы вас вылечим". Никто не говорит "На, держи! Просто так! For fun!".

Любая (даже мелкая) фирма сотнями раздает симпатичные разноцветные буклеты. Мелкие школьники ходят по выставке, собирают самые красивые. Если вы про национальную идею, культуру, историю — почему не раздать на празднике пива подстаканники/флаера/календари с именами, событиями, датами? Подарить не просто календарик, но чувство причастности, бальзам самоуважения? Пропиарить идею.

Постороннему человеку тупо скучно на этих митингах и собраниях. Даже Ю. Жигимонту было скучно (видно было по лицу) на митинге у ратуши. А случайные прохожие стеснялись и ускоряли шаг. Ни разу не праздник.

Копеечные затраты — шарики, мороженное, календарики. Торговцы вышиванками бы подтянулись. Даже тупейший горсовет пиарится лучше, чем интеллектуалы-спасители. И ведь бизнес готов помогать. А-100 обслуживает на мове. Кто-то в состоянии пожертвовать $100 на 2000 флаеров. Но нет. Мы найдем свой путь. Самый кривой.

Что есть сказка

Большой миф национальной идеи (необходимый для существования нации) состоит из маленьких сказок. Сказка в нашем контексте — это сведения, почерпнутые из исторических хроник и академических трудов, ставших классикой. Но не нашедших отражения в школьном учебнике.

Сказка — это то, что из уст автора солидной монографии будет звучать как "история". И обязательно найдется автор другой солидной монографии, который будет с ним спорить и рассказывать свою "историю".
Нам не нравятся холивары. Мы — Tawarystwa amatarau kazak.

В отличие от наших соседей, нам нет нужды придумывать сказки. Про Невского-защитника (ставленик Батыя, заставивший Новгород платить хану дань), про 28 панфиловцев (РосГосАрхив опровергает), про Миндаугауса-аукштайта (все хроники говорят иное). Даже скромный объем материала сайта позволяет провести нескучный вечер (мы используем только true источники). Однако у нас, опять же, в отличие от соседей, эти сказки не поддерживает и не пиарит ни государство, ни общественные институты.

Кому это надо

Нам.
Мы верим, что когда у людей есть что-то общее, кроме рисунка на обложке паспорта, им проще совместно решать свои проблемы. Люди, разделяющие общую культурную парадигму, уже не смогут спокойно смотреть на постройку нового Полоцкого Софийского собора в Витебске или рекламу Крево как агрогородка.

Обществу.
Ну, наличие самоуважения — не самая плохая штука. И, может, тогда новый Полоцкий собор все-таки отстроят в Полоцке.

Бизнесу.
Мы далеки от мысли, что кучка энтузиастов сможет самотужно перевернуть мир. Но если это интересно и выгодно многим — можно что-то изменить.

Ежегодно тысячи рекламных буклетов уходят в мусор. Если на обороте найти место для сказки — то, возможно, флаер проживет чуть дольше и зацепит клиента сильнее.

Если в пакет с бургером вложить карточку от пазла с легендой — может, клиент прийдет за следующим. Если можно собирать наклейки с покемонами, наверно, можно и наклейки со сказками.

Если на обороте визитки ресторана на столике напечатать сказку — время ожидания заказа пролетит быстрее и больше шансов, что визитка уйдет с клиентм.

Итого

Мы
— не предлагаем учинять собрания и раздавать членские билеты. Все это чушь. Мы выкладываем (по мере готовности) сверстанные макеты стандартных размеров. В надежде, что кому-то из читателей это пригодится.

Вы
— можете вступить в Tawarystwa amatarau kazak просто сообщив о нем вашим знакомым. Возможно, по теории шести рукопожатий, именно среди них найдется человек, который превратит потуги энтузиастов в маленькое черное платье.
— можете переверстать любой макет для себя или знакомых (мы не очень бережно обошлись с типографикой) или сверстать свой.
— можете критиковать, развивать и трансформировать идею на свое усмотрение.
— можете просто поделиться с приятелем чем-то, что вы узнали на сайте и что показалось вам интересным (мы старались).

PS.

О том, что в своей рекламе можно писать не толко про себя и работать успешно, свидетельствует опыт компании TaxiMike — канадского такси Mike, рассказывающей о барах и кафе своего города (до которых, в общем-то, можно добраться и без их помощи)

Tawarystwa amatarau kazak

Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.