Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет

Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет

Термины. Список [ А-Я ]

Белорусский этнос

Этнографическая карта белорусского племени

Славянские древности, племена белорусского этноса

Беларуский этнос сложился к XV веку на основе территориальных культурно-этнических сообществ во времена Великого Княжества Литовского. Подробные этнографические карты белорусского племени составлялись Императорским Русским Географическим обществом на протяжении 44 лет (1875-1919 гг).

Названия «кривичи», «дреговичи», «ятвяги», обозначают территориальные культурно-этнические сообщества. Примерно за 1000 лет их сблизила между собой славянизация. Именно за этот тысячелетний период возникла традиционная беларуская ментальность, воплощенная в архетипах.

Автохтонное население территории Беларуси до XIX века не знало ни гнета завоевателей, ни массовых потоков иммиграции. Наследники балтской археологической культуры, принявшие славянскую культурную парадигму, язык и религию — кривичи, дреговичи, ятвяги — сложились в единый белорусский этнос. Немногочисленые волны мигрантов — варяги времен Полоцкого княжества, вильцы-лютичи и пруссы короля Миндовга, татары Тохтамыша, приглашенные Витовтом — растворились в многоплеменном котле на перекрестке Европы.

Славяне и балты
лингвистика и археологические культуры

Популярная тема для недоразумений и холиваров. "Пришли славяне и выгнали литовцев из Беларуси". — популярный тезис, кочующий из Твиттера в школьные учебники. И игнорирующий труды археологов, историков, этнографов, лингвистов.

Славяне и балты
славяне, как лингво-культурная парадигма

Славяне и балты, Й. Шафарик
Й. Шафарик о "славянах"

Для начала, определим, что есть "славяне".
По мнению ряда ученых (Н. С. Трубецкой, А. А. Бычков, В. Б. Егоров, С. Е. Рассадин, А. А. Клёсов и др.), «славяне» — не этнос, а сходство языка, культуры и верований.

Вот что пишет, к примеру, профессор Анатолий Клёсов, лауреат Государственной премии СССР, биохимик и генетик:

«Официальная наука», помещая наших предков в VI-VII века нашей эры, недоговаривает, что «славяне» — это только лингвистическое понятие, и оно относится только к языкам славянской группы. (…) Любой толковый историк и лингвист это знает, но на публике продолжают уныло долдонить, что «славяне появились только во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры». Заметьте, не язык сформировался, а «славяне появились». То есть как люди, как популяция. Так у историков-лингвистов принято.»

Профессура и "геноцид балтов" VI-XIII вв.

Краткие комментарии профессоров (антропологов, археологов, историков и лингвистов) к забавному тезису о "вытеснении литовцев белорусами" в V-XIII веках с территории Беларуси.

Живет и кочует по публикациям забавный тезис: "Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку". [Хороший пример — классический труд профессора Е. Карского "Белоруссы" Т.1.]

Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов — названий водоемов), геноцид "литовцев" был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке (площади как 200/10 тыс.км2). А Полесье до XVI в. на картах изображали морем Геродота.

Славяне и балты, рхеологические культуры V-VI вв
Забавные тезисы

А если опрерировать терминами архелогии и этнографии, тезис выглядит еще забавнее.

Для начала — о каком времени идет речь?

До V в.н.э. — "культура штрихованной керамики". Соответсвтуют термины "анты", "венеды", "будины" "невры", "андрофаги" и т.п.

В IV-VI в.н.э. — "банцеровская (тушемлинская) культура". Соответсвуют термины "кривичи", "дреговичи" и т.д.

"Конечная стадия пшеворской и черняховской культур по времени соответствует крушению Римской империи [ V век н.э.] и началу «великого переселения народов». ...Миграция в основном затронула зарождающееся княжеско-дружинное сословие. Таким образом, славянские культуры V—VII вв. следует рассматривать не как прямое генетическое развитие пшеворской и черняховской культур, а как эволюцию культуры населения."
Седов В.В. "Проблема этногенеза славян в археологической литературе 1979-1985 гг."

* Для справки — "прото-славянская страна" Ойум (Черняховская культура), лежавшая от Черного моря до Полесья, основана в результате миграции германских готов в ирано-язычную Скифию. Гуды (gudai), от искаженного готы (Gothi, Gutans, Gytos) — в Летуве архаичное название беларусов.

"Вычленить в составе населения банцеровской (тушемлинской) культуры местный балтский и пришлый славянский этнические компоненты не представляется возможным. По всей вероятности, в ареале этой культуры сформировался культурный славяно-балтский симбиоз с общим домостроительством, керамическим материалом и погребальной обрядностью. Можно полагать, что время тушемлинской культуры было начальным этапом славянизации местного населения."
Седов В. В. "Славяне. Историко-археологическое исследование"

Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколний (2000-3000 лет). В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин — "валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс", практически совпадающий с картой М. Довнар-Запольского.

* Для справки — термину "славянизированные литовцы" уже более ста лет. И да, в XIX-XX вв. пошел обратный процесс — и "Козловские" стали "Kazlauskas" (самая распространенная фамилия в Летуве).

"Важнейшие этнографические признаки славянских культур V—VII вв.— лепная керамика, погребальный обряд и домостроительство... Жизнь на городищах раннего железного века полностью затухает, все население теперь концентрируется на открытых поселениях, возникают убежища с мощными фортификационными сооружениями." (с) В.В. Седов.

Т. е. "славянство" — это переход из землянки в подобие городов и развитые ремесла. Вероятно, к IX-X веку — началу формирования Полоцкого княжества на "пути из варяг в греки", — сложился общий язык-"койне". Про миграцию, сравнимую с походом венгров с Урала на Дунай, речь не идет.

"Принятие славянства" и вытеснение местных диалектов общим языком-койне могло растянуться на столетия. Еще в XVI в. Герберштейн в "Записках о Московии" описывал современных ему самогитов (не принявших "славянства") так —

"Самогиты носят плохую одежду... Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах... У них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами... Землю взрывают они не железом, а деревом."

Литвины (кто бы они ни были в родо-племенном отношении) строили свое общество вокруг городов, использовали общий "славянский" язык и называли своего управляющего в Самогитии "starosta".

Т.о. "славяне" и "древние племена" — это немного из разных категорий понятия. И претензии нашего северного соседа на все "дославянское наследие" слегка преувеличены и немного беспочвенны.

От венедов до ВКЛ

Ну, т.е. на наший землях жили "венеды", "кривичи", "ятвяги", "литвины", "вильцы-лютичи" — а потом все стали "славяне". И ни переселения народов, ни геноцида при этом не случилось. Издание 1837 "Немцы и их соседи" Й. К. Цойсса — труд, обобщивший летописные описания наородов и источник часто встречающихся в цитат. Архаичные племенные союзы — древляне, дреговичи, радимичи и пр, — после X в. практически исчезают из летописей, заменяясь иными названиями — "русины", "литвины", "полочане". Лишь ятвяги упоминаются до XIX века.

Славянство возникло в результате длительного мирного взаимодействия конгломерата разных этносов: германских (готских), балтских и иранских (скифо-сарматских) на определенной территории. В процессе такого взаимодействия выработался общий язык, сложились общие черты духовной и материальной культуры. Сходство языков, элементов духовной и материальной культуры — это и есть суть славянства.

Пожалуй, лучше всего иллюстрирует парадигму "принятия славянства" плеяда великих кнзей ВКЛ — государства, впервые объединившего наши земли.

Гедимин — письма на латыни, лояльное отношение к христианству
Кейстут — убежденный язычник, первое упоминание устного "литовского (белорусского)" (lithwanice) языка, письма на "руской мове".
Витовт — трижды крещен, многочилсенные грамоты на "руской мове".
Ягайло — славянский правитель объединеных славянских Литвы и Польши, при дворе говоривший на чешском и руском.

И именно времена правления Витовта и Ягайло называют временем, когда сложился единый белорусский этнос. Те, кто в ВКЛ принял парадигму славянства, стали "литвинами", кто не принял — "жмудинами". Граница между ними по р. Святой пересекала даже границы воеводств и была единственной границей внутри ВКЛ, всегда изображавшейся на картах.

"Славянизация" нашего Края

Славяне и балты, Литовцы и белорусы, 1906
"Славянизированные
литовцы", 1906

Вероятно, праславянский этнос сложился в ареале Черняховской археологической культуры, существовавшей с начала III до середины VI века. Это регион между Дунаем на западе и Днепром на востоке, Припятью на севере и Черным морем на юге (Украина-Румыния).

Здесь была контактная зона готских, балтских и скифо-сарматских племен. Постепенно они объединились в готское протогосударство и за 250-300 лет мирного взаимодействия выработали «койне» — упрощенный пра-славянский язык «межнационального общения» и приняли арианское христианство.

Позже, в VII-IX вв., были славянские государства Само и Великая Моравия (Чехия, Словакия, Венгрия).

Первая волна славянизации. В начале VI века авары при движени из Азии на Балканы опустошили земли Черняховской культуры. Жители бежали преимущественно на запад, и отчасти на север, в леса и болота Полесья — южной части нынешней Беларуси.

Вторая волна. В VIII-ХII вв лютичи-велеты пришли из Полабья, вытесняемые германскими переселенцами. они двигались по Западной Двине, Нёману, Днепру и их притокам.

Третья волна. В IX- X вв. появились беженцы из Великой Моравии после вторжения венгров. Некоторая часть моравов по Припяти и «морю Геродота» проникала на земли будущей Беларуси. Моравы несли с собой не только славянский язык и развитые ремесла, но и христианство арианского толка.

Четвертая волна шла из Галицко-Волынской и Киевской Руси. Это X-XII века. Волыняне основали Берестье (Брест), Здитов, Каменец, Кобрин, Острею, Слоним и ряд других градов.

Термин «волна» достаточно условен. Славянизированных пришельцев во всех четырех «волнах», по сравнению с коренным населением, было очень мало. Никаких следов массовых миграций чужих этносов на наши земли не обнаружено. Ни I-II, ни III-IV, ни V-VI веков. Нет следов археологических, нет упоминаний в народном эпосе.

Этот факт подтверждает основной тезис: не было ассимиляции аборигенов-балтов пришельцами-славянами. Происходило постепенное, растянувшееся почти на тысячу лет, превращение балтов в славян. Исследования генетиков совпадают с данными лингвистов и археологов.

Тезис о "славянизации" автохтонного населения Беларуси полностью разделяют ученые Летувы. Ниже несколько цитат из работы "Откуда родом литовцы" от коллектива исследователей.

Наглядный пример процесса славянизации — судьба булгар. Группа кочевых тюркоязычных племен во главе с ханом Аспарухом в 681 году пришла с территории Приазовья (через нынешние Молдову и Румынию) на Балканы. Здесь эти тюрки постепенно переняли оседлый образ жизни, усвоили славянский язык, приняли христианство. Так они превратились в славянский народ «болгары». А другая часть булгар, осевшая в бассейне Волги и Камы, в X веке приняла ислам и называется «татары». Сейчас это два разных народа.

Славяне и балты, 1965 Антропология
1965 Антропология

III-VIII вв

Археологические культуры III-VIII веков на территории Беларуси называют "балтскими". Об этом говорят археологи и лингвисты — старейшие топонимы (гидронимы — названия рек и озер) в большинстве своем имеют балтское происхождение.

Из очагов пра-славянской культуры — Пражской в центральной Европе и Пеньковской (Черняховской) на юге — славянская культура проникает на территорию Беларуси. В Летуве беларусов и сегодня называют Gudai (гуды), т. е. готами. На знаменитой какрте Мюнстера Великое княжество Литовское обозначено, как Litvania-Godinia.

IX-XII вв

В этот период на пути из вряг в греки возникает Полоцкое княжество — центр славянской культуры на "балтских" землях. Не миграция и не завоевание. Просто смена культурной парадигмы.

На востоке — Полоцкое княжество, на юге — Волынское (позже Турово-Пинское) княжество, на западе — ятвяжские земли. Забавная деталь — дикие ятвяги растворились в общем славянском этносе бесследно, а Турово-Пинское Полесье (бывшее море Геродота) до сих пор сохраняет культурную самобытность.

XIII-XVIII вв

К XIII веку Священная Римская Империя окончательно вытеснила полабских славян с западной Балтики. Новые переселнцы на белорусских землях — лютичи-велеты и пруссы Миндовга, — как когда-то варяги, положили начало новому государству — Великому княжеству Литовскому.

1248 год "132. В этом же году окрещенные пруссы со своим королем Мендольфом из-за многочисленных тягот, причиненных им крестоносцами, оставив христанскую веру, которую приняли ранее, ушли с некоторыми братьями Ордена крестоносцев к литвинам, смело к ним присоединившись..." Monumenta Poloniae Historica

В XIV веке все белорусские земли были объединены в единое государство. К XV веку образовался единый белорусский этнос, принявший эндоэтноним литвины, который в XIX-XX вв. был заменен на белорусы.

Единственным государственным языком на белорусских землях до конца XVII века был белорусский язык.

«Основным результатом действия комплекса социально-экономических, политических, этнических процессов ХIV-ХVI веков на Беларуси явилось сложение самостоятельной восточно-славянской этносоциальной общности — беларуской народности и ее основных этнических признаков — языка, культуры, самосознания.» Игорь Чаквин, Павел Терешкович

Традиционные белорусские фамилии составляют абсолютное большинство в Попису войска Литовского 1528-65 гг, списках Великих литовских канцлеров, гетманов и маршалков — элите ВКЛ.

XIX в

Беларусь — Северо-Западный край Имерии. Стремительно меняется терминология. Термин литвины уходит из официального обращения, оставаясь прерогативой "сьвядомых змагароў" — будущих филоматов и инсургентов 1830 года. "Естественно, переродиться я никогда не сумею и надеюсь на Бога, что я — или в Кордильерах, или в Панарах (Вильня) — все равно умру литвином...", — Игнаци Домейко.

В первом "Описании всех народов России", составленном после Второго раздела Речи Посполитой, население восточных белорусских губерний именуется "поляками". Позже, в обиход войдет термин "белорусы", ранее обозначавший конфессиональную (униатскую) принадлежность — православных к XIX в. было меньше 6%.

Стоит вспомнить, что большинство современных европейских наций сформировалось в XIX в.
"В конце восемнадцатого века... люди, которые жили на территории от Пруссии до Рейнской области и южной Баварии, не считали себя немцами. Даже в двадцатом веке крестьяне некоторых европейских регионов не имели понятия, что они принадлежат к какому-либо этническому сообществу, большему, нежели их локальное сообщество." Ф. Знанецкий, польский социолог

Только в XIX веке понятие "нация" сместилось от аристократии к крестьянам и мещанам. Забавно, что при этом аристократию из понятия "нация" вычеркнули — так, белорусскую шляхту выносили в "отдельную этнографическую группу" местного происхождения.

Несколько цитат из труда Императорского Русского Географического общества "Россия. Полное географическое описание", 1905

XX-XXI вв

Край, лежащий на перекрестке европейских путей "с запада на восток" и "из варяг в греки", принял и переплавил множество племен — исследования генетиков РАМН РФ и НАН РБ показали высокую генетическую однородность белорусского этноса.

Свой отпечаток наложила пестрая религиозная палитра на протяжении веков. Край — не дремучий анклав, "блюдущий чистоту крови".

И не случайно "белорусская идея", через создание БНР не позволившая Краю раствориться в новой империи, вышла из тутэшай краевасьци.

"Краёвасць не звязаная з ніводнай нацыянальнасцю. Краёўцам можа быць як тутэйшы паляк, так і літовец, беларус, нават габрэй, калі ён разумее і адчувае дязржаўныя традыцыі Вялікага Княства Літоўскага."
"O krajowosci" Toloczka (Dryhwicz) Wladyslaw, 1927

"Краёвая ідэя ўзыходзіць да гісторыі так далёка, наколькі даўно існавала Вялікае Княства Літоўскае. Рэальныя формы ёй надаў Вітаўт Вялікі, аб'яднаўшы ў адно цэлае Літву і Русь ды стварыўшы з іх асобны дзяржаўны арганізм паміж Польшчай і Масквой.

Гэтая ідэя свяціла на працягу стагоддзяў шматлікім выдатным асобам з вяльможных родаў Літвы: Гаштольдаў, Радзівілаў, Сапегаў, Пацаў, Агінскіх, у пэўныя моманты захоплівала таксама шляхецкія масы, а пасля заняпаду Рэчы Паспалітай знаходзіла прыхільнікаў і паслядоўнікаў у шэрагах дэмакратычных змагароў за свабоду. Гарачым і перакананым яе прыхільнікам быў "дыктатар Літвы" Канстанцін Каліноўскі.".
"Trzydziestolecie ideologji krajowej" Abramowicz Ludwik, 1936

"Настоящий белорус — это не кровь, а база знаний и ценностей... единственное, что мы можем точно утверждать о националисте, — это то, что он — человек, в жизни которого существенными компонентами являются белорусский язык, культура, история и политика, и эти компоненты он готов беречь и защищать."
"Откровения националиста" С. Карпов, 2014

Психиатр Дмитрий Щигельский

— врач, поставивший президенту диагноз "умеренно выраженная мозаичная психопатия" и пять месяцев левивший людей в зоне бевых действий на Донбасе, в своем интервью:

- Чем украинцы от вас (белорусов) отличаются?

- О! Сильно отличаются. Если, например, подойти к украинцу и плюнуть ему в лицо, он сразу же выхватит шашку и побежит на тебя. Но если закричать ему: "Стой!", накрыть стол, на него поставить графин с водочкой и извиниться, то он присядет, и вы даже можете расстаться с ним друзьями. Он простит на самом деле. Украинцы очень темпераментные, но отходчивые и добрые.

Если же подойти и плюнуть на белоруса, он утрется, улыбнется и ничего вам не сделает. Но в своей памяти поставит галочку и будет помнить об этом годами. И когда вы будете меньше всего этого ожидать, ему представится случай, и он вас пристрелит. Причем так, чтобы никто не догадался, что это сделал именно он. Белорусы весьма терпеливые, спокойные и выдержанные, но на самом деле гораздо более жесткие, чем украинцы. Они очень любят процедуры и порядок, закон.

Национальный характер. Протестные демонстрации в Минске всегда идут по тротуару. Когда загорается красный свет, те, кто идет по пешеходному переходу, останавливаются и ждут. Часть колонны позади них тоже останавливается и ждет. Пока горит красный свет, и едут машины, люди стоят и ждут. Белорусы более закрытые и формализованные. Они довольно трудно принимают решения.

PS.

Фенотип белорусов

Историк Леонид Алексеев в книге «Полоцкая земля в IX - ХІІІ вв.» (1966 г.) отметил:
"Современные данные археологии и топонимики показывают, что в эпоху раннего железа Восточную Европу населяли три крупные группы племён:
— первая, ираноязычная, занимала Крымский полуостров, Кубань, Нижний Дон, Нижний Днепр и доходила на севере до водораздела Сейма, Десны и Оки.
— вторая, финноязычная, охватывала всё Верхнее Поволжье, бассейн Средней и Нижней Оки, на западе доходила до озера Эзель…
— третья, балтоязычная, охватывала всё Верхнее Поднепровье, включая верхнюю Оку, и уходила на запад в Прибалтику».

Эти три разные этнические группы, соответственно, являлись предками современных украинцев, русских и беларусов. При переходе на славянский язык они сохранили свою антропологию, генофонд и древние традиции."

Кстати, продвигаемый Россией миф о "триедином русском народе" надоел не только "младшим братьям".

Для фино-угорского этноса этот миф столь же нелеп, как и для нас:
"Славяне не ассимилировали финские племена. Это финно-угры адаптировались под новый язык и приняли часть византийской духовной культуры. Поэтому, у русских есть возможность выбора. Осознать свою укорененность на этой земле, разглядеть в предках не только и не столько славян, ощутить, что культура русского народа базируется на финно-угорской основе."
kominarod.ru (независимый финно-угорский портал)




Генофонд белорусов http://udf.by/news/multi/99077-belorusy-kak-slavyanskie-nemcy-infografika.html
Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков
http://hvylya.net/analytics/geopolitics/chto-ukraine-delat-s-belarusyu-i-lukashenko.html
https://zn.ua/personalities/belorusskiy-psihiatr-u-ukraincev-net-balansa-_.html

Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.