Закон Годвина — "по мере разрастания дискуссии вероятность сравнения, упоминающего нацизм или Гитлера, стремится к единице. Как только подобное сравнение сделано, обсуждение считается завершённым, и сторона, прибегнувшая к этому аргументу в его негативном смысле, считается проигравшей" (с) 1990.
Парадокс. СССР давно развалился, идея вырастить моно-этнос "советских людей" должна была сгинуть вместе с ним. Но глубоко забитым гвоздем она по-прежнему сидит в головах даже не очень старых людей (просьба покликать картинки).
Казалось бы — Беларусь исторический перекресток дорог "из варяг в греки" и из Европы в Тартарию. Не горное ущелье и не остров в океане. Логично, что по аналогии со всеми соседями, тут нет кристального моно-этноса. Как и у соседей (мазуры-поляки, меря-россияне и тп), тут есть татары-белорусы, евреи-белорусы, литвины-белорусы, полешуки-белорусы и тп. Пусть даже и без национальных автономий.
Но почему-то от слова литвин у идеологических наследников СССР случается зуд. Возможно, потому, что им дорога советская парадигма — "белорусы произошли от скрыжаваньня бульбы и партызан в 45-ом из эмбриона Полоцкого княжества".
Их не смущает мысль о том, что белорусский этнос сложился только в XV в., через 100 лет после включения Полоцкого княжества в состав Великого княжества Литовского. И если ВКЛ еще можно (но не нужно) с натяжкой называть "белорусским", то Полоцк — только "кривичским". У них аллергия на "старые карты" и "цитаты из документов". Банальное знание истории своей страны для них "вражеское тайное знание", а период XIV-XVIII вв. — Terra Incognita и табу.
Что характерно — тезисы о "едином" (и "триедином") моно-этносе на всем пост-советском пространстве процветают только в двух самых совковых государствах — РФ и РБ. И что опять же характерно — и термин "русские" и термин "белорусы" (для обозначения этноса) есть довольно молодой новодел XIX-XX вв. И только тут могут жить такие уродливые словоформы, как "русские русские" и "белорусские белорусы" (на фоне вполне корректых "русские татары" и "белорусские поляки").
Искусственное противопоставление "литвины-белорусы" порождает у БРСМ-идеологов когнитивный диссонас. Очень хочется возить экскурсии в Несвиж и рассказывать про Статут, Сапегу и культуру, но без терминов "литвин", Погоня, ВКЛ — получается корявое фэнтези. "Сапега, Монюшко и Дунин-Марцинкевич — "белорусы"? Да ладно!" А принять простую логику, что "литвин" — это старый этноним (самоназвание этноса), а "белорус" — новый политоним (гражданство), религия не позволяет.
Это их натужное противопоставление порождает еще одно — абсурдное противопоставление "народного" и "шляхетного" культурного наследия. В той же Японии нет конфликта между примитивной крестьянской куклой дарума (неваляшка) и аристократической калиграфией. А на японских крестьянах, в общем-то, самурай мог опробовать заточку своего меча (это о равенстве традиционных классов).
И в их "великорусских традициях" не уладывается, что лозунг литвинов "Вильня-Смоленск-Белосток наш!" — это культурологический посыл для внутренего использования ("Вспомни себя!") и к внешним территориальным претензиям никакого отношения не имеет.
На самом деле "просто белорус" — это просто гражданин РБ (200 лет назад его уверенно называли "поляком"). По национальности и культуре может быть кем угодно (бхуту, например, или никем — таких, увы,большинство). А "литвин" — спадкаемца ВКЛ и старых традиций, урожденный тутэйшы (что даже не обязательно). И да, абсолютное большинство "литвинов" — белорусы.
И да — литвин, говорящий "по-белорусски", где-то симпатичнее белоруса, говорящего "по-расейски".
Со времен восстания 1830 года в ходу были оба термина — Литва и Белая Русь. Без всякого антагонизма употреблялись они (территориально) "Товариществом Литовским" и литвинкой из-под Пинска Хеленой Скирмунт (книгу о ней "З жыцьця літвінкі" написал литвин из-под Солигорска Б. Залеский). Идеи тутэйшай краёвасьці легли в основу белорусского национализма (культурно-территориального, не этнического).
Казалось бы — да какая разница, как и что называть. Но "исправление вещей начинается с исправления названий". Никто не живет прошлым — живут настоящим, строят будущее (которое быстро становится настоящим). Имя, герб, флаг — это культурологическая точка отсчета, задающая базовые ценности. Именно поэтому в 1995, после избрания первого президента, была проведена очень дорогостоящая процедура по их замене на символы БССР-2.0. И сегодня мы имеем Крево в руинах и недарэчныя "ледовые дворцы" в каждом агрогродке.
Знание истории и традиций своего Края — культурная норма во многих странах. Но пока в РБ не случится десоветизация мозга, любое очередное празднование 1000-летия города или 500-летия наданьня Магдебургского права (абсолютно чуждое пока понятие) — все будет превращаться в Дожинки.
Ликбез: гісторыя Беларусі. Кратко. Інтэрактыўна. Як мае быць. Must have.
Since 2014